Нас манят далёкие горы, мне свой напевают мотив PDF Печать E-mail
(3 голоса, среднее 3.00 из 5)
Автор: DmP   
10.09.2010 22:35
Нынешнее лето необычайно жаркое. От пекла и гари в центральной России не спрятаться, не скрыться. Люди ищут варианты спасения, устремляясь на юг, где есть хотя бы живительное море. Цены высоки. Но куда податься, чтобы вышло не так дорого, а вместе с удовольствием удалось получить незабываемые впечатления от долгожданного летнего отдыха? Уверяю вас, как нельзя лучше для этой цели подойдёт поездка в горы.

Российские путешественники любят дымящие вулканы Камчатки и каменный пояс Урала, зелёные предгорья Восточных Саян и высотные хребты Алтая. Как только начинаются отпуска, сотни туристов устремляются в горные страны.

Центр русского туризма, школа науки и жизни

Горы очаровывают и манят к себе каждого раз и навсегда познавшего их тайну. Волей-неволей поверишь в загадочную силу Хозяйки медной горы, пленившей создателя каменного цветка.

Но сколь живописны, разнообразны и притягательны горы, столь же они коварны и опасны. Новичку вряд ли будут под силу утомительные многодневные подъёмы и спуски по протяжённым долинам крупных горных стран. Во всём нужна тренировка, причём не только физическая, но и психологическая – нужно первое знакомство, первый опыт, первое серьёзное, но всё же посильное испытание.

И здесь у россиян есть преимущество. Просто подарком для жителей Европейской части России являются Хибинские горы на Кольском полуострове. Их по праву считают тренировочной базой спортивного туризма. Находятся Хибины в пределах Мурманской области. Цивилизация пришла сюда только в двадцатом веке. А в старину на Кольском жили саамы - самая западная ветвь коренных народов севера Евразии. Дымный чум или землянка с единственным отверстием вверху, очаг, вокруг которого сгрудились люди, укутанные в меховую одежду, - именно так описывается саамский быт во многих этнографических работах конца XIX - начала ХХ века.

Сегодня саама-оленевода, к сожалению, на Кольском уже не встретишь. В районе Хибин в прошлом веке построены современные города Апатиты, Кировск. Значительные месторождения апатито-нефелиновых руд, освоение которых началось в 30-е годы, после исследований Рамзая и открытий Академии наук СССР и северной научно-промысловой экспедиции под руководством А. Ферсмана, определили судьбу этих мест в качестве центра горнодобывающей и горноперерабатывающей промышленности. Но среда, в которой более семи тысячелетий обитал человек и которая существовала здесь задолго до его появления, осталась: живописные реки, озёра, хвойные леса, тундровые просторы и горы – небольшие, но самые что ни на есть настоящие.

За Полярным кругом

Площадь Хибинского массива составляет 50 квадратных километров. Эти горы - ряд приподнятых плато, расчлененных глубокими ущельями и перевалами, с многочисленными обрывами и цирками. Образовались Хибинские горы порядка 350 миллионов лет назад и сложены в основном нефелиновыми сиенитами.

Перевалом Кукисвум массив Хибин делится на западную и восточную части. Самая высокая точка — гора Юдычвумчорр (1200 м над уровнем моря). Тридцать два перевала, находящихся в пределах Хибинских гор, разнятся между собой и по виду, и по степени сложности. Маршрутов путешествия в Хибинах можно проложить не один и не два. Но благодаря тому, что территория горного массива сравнительно небольшая, долины тоже невелики и за день при желании можно перейти сразу несколько перевалов.

Многочисленных туристов привлекает и то, что местность эта не является высокогорьем. Здесь не возникает недостатка кислорода, как это бывает на высотах более трёх километров, а ландшафт, тем не менее, напоминает высокогорный. Из-за расположения Хибин в северных широтах высотная поясность начинается сразу с зоны таёжных лесов. Затем достаточно быстро лес переходит в лесотундру, вскоре происходит смена на горную тундру и арктическую пустыню. Ещё один плюс для путешествующих в тёплое время – долгий световой день. Хибины находятся за Полярным кругом, и практически всё лето здесь светло даже ночью.

Особенности климата диктуют здесь сроки путешествий. Большинство походов предпринимаются в конце июля - начале августа, когда температура повыше, дождей поменьше, а на склонах гор созревает черника и голубика.

Северный рай

Лично мне Хибины кажутся самым настоящим северным раем. Эти горы стали моим открытием ещё в 90-е. Ходили мы туда студентами и были счастливы, радовались этому мягкому северному солнцу, этим стелющимся под ногами ковром черничникам, этим неутомимым клокочущим рекам, несущим ледяную воду в громадные чаши озёр. С моего последнего свидания с Хибинами прошло лет семнадцать. И вот подросла дочь, захотелось ей показать великолепие этого края. Жаркое лето словно подсказало: пора. И вот мы в составе группы из восьми калужан отправились на Кольский.

И на камнях растут деревья

Путешествие начиналось из Кировска – города, буквально объятого горами. Наш путь лежал через озеро Малый Вудъявр. Но прежде чем мы совершили первый переход, заглянули в Полярно-альпийский ботанический сад-институт, расположенный у подножия горы Вудъяврчорр, на берегу Большого Вудъявра. ПАБСИ - самый северный ботанический сад России и один из трех ботанических садов мира, расположенных в Заполярье. В ботаническом саду изучают флору Хибин и Крайнего Севера, проводят исследования в области физиологии растений, почвоведения, дендроэкологии и экофизиологии. В заповедной части собрано более четырёхсот видов растений Мурманской области.

Растениям непросто приспособиться к северным широтам, причём скорее не из-за температурного, а из-за светового режима. У зелёных питомцев сбиваются биологические часы, и они не знают, когда начинать готовиться к неблагоприятному сезону. Большинство деревьев теряют свою характерную форму. Например, обычный клён, встреченный нами в дендрарии, был размером с траву и больше напоминал пенёк, из которого в разные стороны торчали многопалые листья…

Стояли на берегу явра, пересекали не один чорр

Стоять в хорошую погоду на берегу горного явра - огромное удовольствие. Явр на саамском языке - озеро. В горных озёрах, конечно же, можно купаться, но процедура эта понравится лишь тем, кто любит похолоднее. Зато какой освежающий эффект после! Нам повезло, и хибинский красавец Малый Вудъявр встретил нас хорошей погодой. С небольшими перерывами бодрящее купание продолжалось до самой полуночи.

А на следующий день нас ожидало преодоление горных хребтов, которые по-саамски обозначаются словом «чорр». Нам нужно было перейти два перевала, расположенных в центре Хибинского массива: перевал Рамзая и Западный Петрелиуса.

Наша справка

Некоторые перевалы в Хибинах названы именами учёных, исследовавших эти места. Вильгельм Рамзай - видный финский геолог. Ему принадлежит честь первого научного освещения Хибинских и Ловозерских тундр. Первые карты района и первое изучение их петрографии, геологии и отчасти минералогии были результатом его экспедиций 1887-1892 годов. Рамзай вместе со своими спутниками: петрографом Гакманом, геодезистом Петрелиусом и ботаником Чильманом - посетил различные неизвестные части Кольского полуострова.

Это был самый тяжёлый день, испытание на выносливость. Но даже дети выдержали его достойно. Не дойдя от усталости до зоны леса, мы стали лагерем в верхней части долины, в районе ледникового озерца: палатки гнул к камням шквалистый ветер, грядами накатывал проливной дождь… Но в нашей группе звучала гитара и слышался детский смех.

А утром, как только ненастье успокоилось, мы снова пошли вниз – в берёзовое криволесье, наполненное черничниками. Там на берегу реки Петрелиуса нашли хорошее местечко для стоянки. Те, у кого остались силы, налегке отправились на перевал Рисчорр...

Наши друзья возвращаются поздней ночью, а на следующий день мы все вместе штурмуем Южный Чорргор. Незабываемые виды открываются под перевалом. Но это если обернуться, а впереди ещё гряды камней, наваленных беспорядочными грудами. Ты выбираешь наиболее оптимальный путь, чтобы не застрять в этом каменном лабиринте и скорее дойти до тура – сооружения, обозначающего верхнюю точку перевала. Достигнув цели, как великое счастье воспринимаешь глоток воды из фляги и возможность присесть.

Путь вниз ещё коварней, чем подъём, – теперь пугает не только обилие камней, но и высота. Все идут молча. За очередной грядой ты уже не видишь товарища, и то, что он рядом, узнаешь по равномерному стуку металлического острия альпенштока – опорной палки, которая используется в практике пеших походов.

«Ты счастлив и нем…»

Эта фраза Владимира Высоцкого – удивительно точное описание состояния восходителя. И пусть высота небольшая и не так уж сложен подъём в техническом отношении, но это твоя высота. И неважно, первая она в жизни или сотая: ты окропил её каплями своего пота, ты был готов терпеть боль и усталость, ты испытал восторг, проникнув в самое сердце гор…

Летом Хибины наводнены туристами, то и дело встречаешь жителей Москвы и Санкт-Петербурга. Любят эти горы и калужане. Попасть в Хибины совсем не трудно: две ночи и день на мурманском поезде - и ты уже в царстве северных гор. Можно выйти в Апатитах, на станциях Нефелиновые Пески или Имандра. Горы там совсем рядом. Они приветствуют отважных и увлечённых, но не прощают безалаберных. Если вы собрались проходить перевалы, нужны и подробные карты, и опытные в этом деле спутники. Благо в Калуге есть хорошая школа спортивного туризма. Каждая группа при выходе на маршрут регистрируется, а это значит, что в случае задержки в зоне путешествия начинаются спасательно-поисковые работы.

Новичкам в Хибинах, как правило, показывают ущелье Аку-аку, со стен которого низвергаются небольшие водопады, перевал Юмъекорр – ровную щель среди двух отвесных скал, перевал Хибинпахкчорр, откуда открывается восхитительная панорама озера Имандра. Но в какой бы точке Хибин вы ни оказались, всюду непременно испытаете ощущение полёта души. Сама природа построила здесь величественный храм, расступаются его каменные стены, а из недр бьют хрустальные истоки порожистых рек.

Когда мне было двадцать, хибинские путешествия оставляли в моём сердце «щемящее чувство дороги», а в путевом блокноте - десятки исписанных страниц. Вот то, что написано на одной из них:

Оставим давнишние споры,
Забудем про тех, кто ленив.
Нас манят далёкие горы,
Мне свой напевают мотив.
И, глядя в страшащую бездну
С какой-то чужой высоты,
Я духом и телом воскресну,
Я новые встречу мечты.
Пусть путь наш усеян
камнями,
Пусть крут и ужасен подъём –
Мы это протопаем сами,
Мы этим сегодня живём.
И жизнь тем прекраснее
стала,
Что здесь, среди
каменных стел,
Пройдя через все перевалы,
Ты шепчешь: «Я это сумел!»

Наталия ЛИВАНОВА.
Вам могут быть интеренсны другие материалы про горный туризм:
Дневник похода.2007г. Р.Глыбовский
 

blog comments powered by Disqus
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить